Азбука современного искусства
Геометрическая абстракция
(другие названия — холодная абстракция, логический, интеллектуальный абстракционизм) — течение в абстрактном искусстве, в основе которого лежит создание художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Геометрическая абстракция выросла из исканий Поля Сезанна и кубистов, которые первыми пошли по пути деформации натуры в поисках «новой реальности». Она имела целый ряд разветвлений. В России это был лучизм М. Ларионова, возникший как своеобразная реакция на новейшие открытия в физике; «беспредметничество» О. Розановой, Л. Поповой и В. Татлина, переросшее позднее в конструктивизм; супрематизм К. Малевича, в котором беспредметность рассматривалась как «новый живописный реализм»; во Франции — отчасти орфизм Робера Делоне; но главным его представителем была голландская группа «Стиль» («Де Стейл») во главе с П. Мондрианом и Т. Ван Дусбургом, выдвинувшая концепцию неопластицизма — искусства чистой пластики, задача которого заключалась в очищении природы от иллюзорного многообразия и обнажении таящейся в ней первичной схемы.
Геометрическая абстракция, оказав значительное влияние на становление современной архитектуры, развитие дизайна, промышленного, декоративно-прикладного искусства, оставалась доминирующим направлением в искусстве вплоть до окончания Второй Мировой войны. В 1950-е гг. на первый план выходят «лирические течения» абстракционизма (ташизм, абстрактный экспрессионизм). Однако в 1960-е гг., с появлением на художественной арене минимализма и оп-арта, геометрическая абстракция получает второе рождение.
Имена:
Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Любовь Попова, Робер Делоне, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Йозеф Альберс, Фрэнк Стелла, Жюль Олицки, Виктор Вазарели, Бриджит Райли.
Алфавитный список терминов